Ювенал из-под Костромы
1 января 1758 года в селе Пушкино Костромского уезда родился Дмитрий Петрович Горчаков.
Кто сегодня помнит о настоящем Ювенале?
Он был современником Нерона, Веспасиана и Траяна – кто их сегодня в России знает? Да и не только у нас… Разве что филологи-классики и историки античности. А ведь пушкинский Онегин, образование которого не одно столетие клеймят в учебниках, мог «потолковать об Ювенале» – легко…
«Лишь преступленьем себе наживают сады и палаты», – писал Децим Юний Ювенал, живший на рубеже I и II веков нашей эры.
Он обличал нравы, невзирая на лица и их положение в римской иерархии. Примерно тем же на рубеже XVIII и XIX столетий занялся и владелец усадьбы Пушкино под Костромой Дмитрий Горчаков.
Представитель обедневшей ветви рода рюриковичей, князь учился в Москве в университетском пансионе. Потом служил адъютантом князя Гагарина и брал Хотин, участвовал в походах на Валахию и Крым. Уже выйдя в отставку, вернулся в армию волонтёром, чтобы участвовать в штурме Измаила. Был отмечен Суворовым в донесении.
Оправившись от ранения, служил прокурором во Пскове и в Таврической губернии, потом в столице – в Министерстве народного просвещения. Но как только война с Наполеоном стала очевидной, он опять в войсках, в должности правителя канцелярии Кутузова при Молдавской армии, – в 1813-м он посвятил полководцу «Стихи на изгнание неприятеля из России».
Сразу после войны – костромской вице-губернатор. Когда его патрона, губернатора Николай Пасынкова, отстранили от должности за злоупотребления, Горчаков два года исполнял обязанности губернатора. В 1815 году сдал дела Карлу Баумгартену и удалился от дел. Жил в Москве, изредка наезжал в костромские и тульские имения.
Это – жизнь воина, слуги Отечества… И дети его стали генералами. Но ювеналом-то Дмитрия Горчакова звали не за это!
Князь много писал, но его мало печатали. Были комические оперы. Три из них опубликовали, но не поставили. Свет рампы увидела только комедия «Беспечный».
Славу ему, как и древнеримскому поэту, составили сатиры. Это признавали даже литературные противники. Сам он был «архаистом», но некоторые мотивы его обличительных стихов прочитываются в «Горе от ума» «новатора» Грибоедова. Действительный член «Беседы русского слова», Горчаков был пожалован «в петличку лавровым листом» с надписью «За сатиры» литературными оппонентами из «Арзамаса».
По всему оказывалось, как и во времена римского Ювенала, –
Что блеском золота дурак толпу слепит,
Что по приданому лишь ценится невеста,
Что ходит человек с способностью без места,
А с покровительством – у должности глупец,
Что деньгами достал ассессорство купец,
Что Сусликов себе лишь в пунше зрит отраду.