Поперечная звезда
11 августа 1929 года в Костроме родился художник Николай Васильевич Шувалов.
Как мало передают справочники! Родился, учился, работал, умер.
«Живописец. Учился в Костромском художественном училище (1946–1949) у Н. П. Шлеина, М. С. Колесова, в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1949–1953) у П. П. Соколова-Скаля, в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В. И. Мухиной на отделении монументально-декоративного искусства (1954) у П. Д. Пучкина и Г. А. Савинова. Преподавал в Костромском художественном училище (1954-1957). Член Союза художников СССР с 1968 года. Участник выставок с 1957 года. Работы находятся в музеях Костромы, Тулы, Новосибирска и других городов. Умер в 1984 г.»
Разве из этого поймёшь, почему в культурном ландшафте Костромы Шувалов – самая яркая фигура?
Перед войной ему, десятилетнему, подарили этюдник и краски: «Как я священнодействовал, стараясь изобразить реку с отражением деревьев с мелкими листочками! Но не давалось». В костромском училище познакомился с пришедшими с войны Владимиром Муравьёвым и Алексеем Козловым. Вместе они искали альтернативные пути в искусстве, вместе прошли местные мытарства: в Костроме 1950-х могло существовать только одно искусство, официально одобренное и разрешенное.
«Это было начало (увлечение примитивизмом, Ван Гогом, французами, Врубелем, нашим “Миром искусства”), это было то, что казалось нам спасением в душной атмосфере подражательства передвижникам. Мы забросили работу с натуры и все надоевшие идеи. Мы видели, к чему привело подражательство передвижникам, к чему привело бездумное копирование натуры художниками из местного отделения Союза».
Друзья уехали и твёрдо шли своим путём. Николай Шувалов остался бороться с мельницами. Он пытался доказать, что «никакая власть несовместима с искусством… кроме власти самого искусства. Требование “ты должен” есть насилие над искусством, закрывающее путь к совершенству, это требование бюрократа, наглеющего от сознания безнаказанности и тупости».
Искусствовед Виктор Игнатьев констатировал: «Если Кострома не могла убрать, вытолкнуть талантливого человека со своего пространства, применялся другой метод: замалчивание успехов, непризнание достоинств. Никто иной, как сам Николай Шувалов десять лет ходит в кандидатах в члены союза художников, тогда как мальчишек, только начинавших свой творческий путь, принимали. А его – нет!..»
Жизнь прошла в бесконечных творческих поисках, в стремлении передать неповторимость мира в линиях и цвете.
Игорь Дедков писал о Шувалове: «То была звезда на костромском небе, и она не зашла по сей день».