Собрали по кусочкам
13 августа 1944 года образована Костромская область.
Уничтожение Костромской губернии продолжалось почти два десятилетия. В 1918 г. по решению III съезда Советов началось формирование новой Иваново-Вознесенской губернии. Иваново и городом-то стало только в 1871 г. Куда ему до Костромы! Но зато его признали родиной первого Совета. С точки зрения новой власти этот росток будущего был гораздо важнее многовекового прошлого. А территории для нового административного образования начали отрезать у соседей. От нас ушли в новую губернию самые уезды – Кинешемский, Юрьевецкий, самый аппетитный кусок с фабриками из Нерехтского.
Идеологическая подоплёка была очевидна, да власти её и не скрывали. Костромичи понимали: «Это нам за Романовых».
Летом 1922-го в Нижегородскую губернию забрали лесные Варнавинский и Ветлужский уезды, туда же ушла часть Макарьевского. Оставшихся макарят присоединили к Иваново-Вознесенской губернии.
Разгром довершили в 1929-м при создании огромной Иваново-Промышленной области, в которую включили и остатки бывшей Костромской губернии, сначала на правах округа, а потом – и района. Особенно обидным было включение в состав Ярославской области в 1936-м, соседи тогда ходили в отстающих, а костромичи ещё держались на плаву.
Все эти переделы привели к закрытию многих учреждений и учебных заведений, за этим последовал отток квалифицированных кадров. Жизнь в Костроме постепенно замирала. Словно обескровили. И только давность традиции позволила сохранить некоторые институции. Театр, например, который ярославское руководство закрыло в первые же дни Великой Отечественной. Музыкальную школу. Отстояли крохи. Потерям же – несть числа.
Войну пережили. А 13 августа 1944 года Председатель Президиума Верховного Совета СССР и всесоюзный староста М. Калинин подписал Указ об образовании Костромской области с центром в городе Костроме в составе РСФСР. Почему, из каких соображений, – историкам пока неизвестно.
Собирали по кусочкам. Только три района вернули из Ивановской области, 14 районов с хвостиком– из Ярославской, шесть из Горьковской, Вохомский и Павинский районы передали из Вологодской.
Собрали далеко не всё, что было, примерно две трети прежних костромских земель. Но теперь уже можно было лить живую воду. Стали приезжать люди. Жизнь возвращалась, и она продолжается сегодня.
Фото: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.