Сусанин (первый)
14 марта 1851 года в Костроме открыли памятник Ивану Сусанину и царю Михаилу Фёдоровичу.
Вечером 7 октября 1834 года в Кострому прибыл из Ярославля император Николай I. В открытой коляске он проехал в Ипатьевский монастырь. В Троицком соборе отстоял молебен, побывал в «келлии» Михаила Фёдоровича. Обозрев места, «священные по воспоминаниям», государь уехал в дом сенатора Борщёва на главной площади города.
Вероятно, тогда и зашла речь о памятнике Ивану Сусанину, поскольку именно в Ипатьевском монастыре местное дворянство и предлагало его поставить. Предложение приготовили ещё в сентябре, а во время костромского визита передали через шефа жандармов Бенкендорфа.
Юрий Бартенев, опальный директор училищ Костромской губернии, оказался в начале 1835 года в своём сельце Золотово под Галичем. Коротая незваный досуг, он записывал в свою «летопись»:
– Меня уведомляют из Петербурга от 2-го февраля, что архитектор Тон отправляется в Кострому посмотреть местность, где и как воздвигнуть памятник. «Вот, продолжает писавший, мысль ваша олицетворяется! А об вас и в помине нет».
Из этого следует, что именно Бартеневу принадлежала идея памятника Сусанину. Вероятно, после поездки Константина Тона, будущего создателя храма Христа Спасителя, и выбрали место для памятника.
8 июня последовало высочайшее соизволение на сооружение «памятника Царю Михаилу Фёдоровичу и поселянину Ивану Сусанину во свидетельство, что благородные потомки видели в бессмертном подвиге Сусанина – спасении жизни новоизбранного русской землей царя через пожертвование своей жизни – спасение православной веры и русского царства от чужеземного господства и порабощения».
Проектирование поручили автору многих скульптурных украшений северной столицы, Василию Демут-Малиновскому. 16 апреля 1838 года проект утвердили, а площадь велено было переименовать в Сусанинскую.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Фундамент заложили в августе 1843-го, памятник привезли в сентябре 1843-го, начали устанавливать в мае 1845-го, бронзовые фигуры поставили в августе 1847-го, к окончательной отделке приступили в августе 1850-го. К этому времени автор проекта уже четыре года как пребывал в мире ином.
Наконец, на Фёдоровскую, 14 марта 1851 года по юлианскому календарю (сегодня это 26 число) памятник был открыт.
«В этот сугубосвященный день Православие, Самодержавие и народность, три краеугольные камня Русского Царства, слились в одно всерадостнейшее празднество», – писал костромич Евтихий Вознесенский, подробнейшим образом зафиксировавший весь ход событий.
Что было дальше – все и так знают. В 1918-м народного героя признали царским приспешником и свергли вместе с первым Романовым с пьедестала. Бронзу утилизировали, а колонну зарыли на окраине города. В 1970-х её откопали, и Борис Коробов вспомнил о ней в 1991-м, когда костромичи ждали Ельцина. Колонну поставили на подставку в центре площади.
Для восстановления памятника уже готов фундамент. Теперь в интернете спорят костромичи и костромички: ничего, что крестьянин на коленях? «Поднимем народ с колен!» – восклицают одни. «Восстановим историческую справедливость!» – призывают другие. Нет единства в государстве Российском.