Космос Екатерины Великой
17 марта 1781 года Екатерина II утвердила план города Костромы и прочих городов Костромского наместничества.
Императрица в то мартовское утро как обычно встала рано. Пила свой крепчайший кофий, а потом работала с бумагами. Перед ней лежал целый ворох чертежей с планами городов. Были среди них и древние, как Галич и Кострома, и вновь учреждённые по её приказу, как Макарьев, Ветлуга, Варнавин.
Она казалась себе всесильной. Линии неровных и беспорядочных улиц перекрывали сетки, состоящие из правильных сегментов и прямоугольников. По её воле хаос должен был превратиться в космос. Это потом выяснилось, что холмы и овраги не желали подчиняться высочайшей воле. Потому «веерный» вариант полуциркульной планировки читается до сих пор лучше всего именно в Костроме, хотя он же положен в основу Макарьева, Буя, Кадыя и Солигалича.
Костромичи, пленённые молодой императрицей ещё в 1767 году, назвали в её честь главную площадь Екатеринославской. Центральная улица, отходившая от неё, получила имя святого покровителя её сына, остальные – её внуков. Но на плане, который Екатерина II подписала тем утром 239 лет тому назад, названий ещё не было.
Улицы Костромы и сегодня разбегаются во все стороны по плану XVIII века, когда люди верили во всесилие разума.