Русский Ван Гог
27 марта 1925 года на хуторе Трошинцы под Пыщугом родился художник Алексей Никифорович Козлов.
Его называли «русским Ван Гогом». Этот крестьянский паренёк не просто «выучился на художника». Он умел слышать мир. Смог написать тишину, ветер, дождь, тревогу.
В Трошинцы к Алексею Козлову приезжали друзья, художники Николай Шувалов и Владимир Муравьёв. Вместе они рискнули выставить в Костроме свои работы. Вместе их сурово осудили местные чиновники от искусства.
В протоколе заседания правления Костромского областного союза советских художников совместно с правлением фонда, партбюро и комсомольской организацией от 13 декабря 1954 года первым пунктом стоял вопрос «об исключении художников Шувалова Н.В., Муравьева В.П., Козлова А.Н. в связи с их творческим самоотчетом, показавшим их формалистические убеждения не только в работах, но и в своих выступлениях на самоотчете».
Муравьёв и Козлов уехали в столицу, Шувалов остался в Костроме.
Работы Козлова высоко ценили москвичи. Его картины на выставки сегодня берут из коллекций академика Петра Капицы, океанолога Георгия Беляева, журналиста и востоковеда Александра Тер-Григоряна, других представителей научной и культурной элиты страны. Перед съёмками фильма по повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой» к нему приезжали режиссёры Элем Климов и Лариса Шепитько. Когда она погибла, он приезжал один, снова.
Признание столиц повлияло и на костромское чиновничество. Была выставка в областном музее изобразительных искусств. Пророки возвращаются в своё отечество. И он вернулся своими полотнами уже после смерти. Почаще бы встречаться…
Козлов Алексей Никифорович. Красный цветок. 1967 г. Холст, масло.