Разливы костромского Нила
27 сентября 1827 года родился учёный и журналист, земский деятель и автор замечательных воспоминаний Нил Петрович Колюпанов.
В 1860-х годах в России шутили: «”Санкт-Петербургские ведомости” живут разливами Нила». Урожаи древних египтян напрямую зависели от разливов великой реки, удобрявшей пустыню. Тиражи и, следовательно, доходы старейшей русской газеты зависели от остроты и количества публикаций Нила Колюпанова.
В ту пору «Ведомости» были в оппозиции правительству. Это было и модно, и популярно. Статьи молодого либерала читали в столичных гостиных и в чайных уездных городков, затерянных на просторах империи. О них спорили. Газету покупали.
Петербуржец по рождению, Нил Колюпанов был тесно связан с Костромской губернией. Здесь служил его отец, известный масон. Именно благодаря Петру Колюпанову мы знаем, что «покойный государь Николай Павлович долго стоял и любовался каланчей, а затем сказал: “такой у меня в Петербурге нет”».
Молодой выпускник университета служил в Костроме столоначальником, поэтому знал быт города не понаслышке. Был хорошо знаком с семьёй Лугининых.
Колюпанов вспоминал:
«В Ветлужском крае сложилось убеждение, что забота об уезде и развитии в нем всего доброго и полезного составляет семейную традицию Лугининых. Положение Ветлужского уезда было самое печальное. Помещиков в Ветлужском уезде вообще мало, имения все крупные, владельцы которых живут далеко, наличных дворян, да и то из самых незначительных, никогда не насчитывалось больше пяти-шести. Поэтому состав выборочного чиновничества был пришлый».
Именно поэтому в пореформенный период Нил Колюпанов отправился именно в Ветлужский уезд. Там он активно включился в реализацию земской реформы. Был избран первым председателем уездного земского собрания, много лет определял стратегическое направление его развития.
По прошествии двадцати лет его председательства было предложено в знак благодарности повесить портрет Нила Колюпанова в зале заседаний земского собрания, потому что он «относился к своей обязанности серьезно, с знанием дела, добросовестно, поставил земское дело так, что оно едва ли считается не одно из лучших в губернии».
Портрет не сохранился. Во всяком случае, даже авторы Википедии найти его не смогли. Будем считать памятником Нилу Колюпанову добрую память ветлужан и здание краеведческого музея, где её бережно хранят…