Как феникс из пепла
4 февраля 1991 года в Богоявленском соборе Костромы после многих лет «мерзости запустения» состоялось первое богослужение.
Храм – старейший в городе. Его построили в 1559 году. Одним из крупнейших жертвователей был князь Владимир Старицкий. Его царственный кузен Иван Грозный заподозрил родственника в измене. Царский гнев обрушился и на Богоявленский монастырь.
После того главный храм обители пережил нашествие поляков, гибель иноков, пожары… И каждый раз возвращался к новой жизни.
В 1918 году монастырь закрыли, многим тогда казалось – навсегда. Службы в соборе ещё шли, но в 1925 году прекратились и они. Здесь разместился один из богатейших региональных архивов Советского Союза. Тонны документов были спасены костромскими краеведами, привезены из закрытых новой властью учреждений, разорённых усадеб, монастырей и церквей. Но 16 августа 1982 года случилась беда.
Окно под куполом было выбито: для архива строилось новое здание, в ожидании переезда решили не стеклить. Говорят, мальчишки хотели посмотреть, что там, внизу. Зажгли бумагу, бросили. В пожаре погибла треть документов. Новое здание достроили, но перевозить туда пришлось остатки обгоревших бумаг.
Храм долго стоял в руинах. Но к началу 1991 года усилиями прихожан и при поддержке епископа Александра (Могилева) был восстановлен. На праздник Собора Костромских святых 1991 года прошла первая служба.