Ивановский смерч в Костромской области
9 июня 1984 года по правобережью Костромской области пронёсся чудовищный смерч.
В этот день из-за столкновения воздушных масс образовалась не одна, а 7-8 воронок. Наш смерч начался в 15 километрах от Иванова, на границе поля и леса. Сам город он прошёл западной окраиной и двинулся к Волге. Волгореченск обошёл, а всю оставшуюся силу выместил на турбазе Лунёво. Вихрь косил всё на своём пути в полосе около пятисот метров. Скорость вращения по часовой стрелке в центре воронки достигала 100 метров в секунду.
«Будто подрубленные, падали мощные опоры ЛЭП, вековые деревья ломало, как спички, швыряло автомашины. 150-кубометровую стальную емкость для воды подняло в воздух на добрую сотню метров и унесло за километр» – писала газета «Известия» о событиях в Костромской области.
Свидетели рассказывали:
«Один из дачников, очнувшись от удара, обнаружил, что вместо линолеума лежит на голых досках. У другой дачницы смерч унес крышу, разрушил дом, но остался шифоньер, почему-то забитый шифером. Другого огородника выбросило из дома метров на 15, рядом в канаве лежали разбитые родные «Жигули», а на клумбе росли два пиона: красный и белый. От красного не осталось и следа, а на белом смерч не тронул ни одного лепестка. Стол с инструментами исчез бесследно, а ящик с гвоздями остался.
Другая хозяйка, услышав гул, забралась в погреб. Выбравшись на белый свет, она увидела, что на доме нет крыши и никакой мебели, упали две стены. Зато в углу стоял холодильник, которого у нее отродясь не было. А вот у ее соседа из кармана улетел паспорт, который ему потом прислали из Костромы.
Все раненые отмечали одно странное обстоятельство, что боль от ран, полученных во время смерча, была не сильной, и раны заживали быстро и без осложнений, а вот мелкие предметы – ветки, соломинки, – наносили тяжкие повреждения, проникая в человеческое тело на глубину до 5 сантиметров».