«Маразм», «невнятные аргументы» и «грустные последствия» – известные костромичи о передаче художественной галереи на областной баланс
Передача костромской художественной галереи на баланс области ухудшит развитие культурной жизни города и свидетельствует о деградации муниципального управленческого аппарата. Таким мнением с корреспондентом «Новости44» поделились известные костромичи.
Напомним, о планах властей на этот счёт костромичам стало известно в начале июля. Вокруг реорганизации учреждения развернулся оживлённый спор. Коллектив галереи утверждал, что решение принималось без его участия. Департамент культуры и городские чиновники уточняли, что решение позволит «привлечь дополнительные средства, более успешно взаимодействовать с областными организациями и творческими общественными объединениями».
Более внятных комментариев о лицах, подготовивших решение и подробном плане развития учреждения власти до сих пор не представили. На это обратила внимание доктор культурологии, профессор Костромского государственного университета Ирина Едошина:
«За более чем четверть века своего существования муниципальная художественная галерея из сугубо выставочного пространства сделалась не только музеем (её фонд насчитывает более 3000 единиц хранения – прим.ред), но и местом, где отслеживается и представляется современный художественный процесс в изобразительном искусстве, где встречаются те, кому этот процесс просто интересен, нужен для работы. Такого музея нет ни в одном городе Золотого кольца! Наша галерея столь же уникальна, как городская застройка центра Костромы конца 18 – начала 19 века. Зачем отдавать это сокровище в другие руки? Вразумительного ответа на этот вопрос нет»
Активист костромского сообщества урбанистов «Первый квартал» Илья Конжин полагает, что властям логично было бы развивать учреждение со сложившимися культурными связями, коллективом и стилем работы. Озвученные чиновниками задачи по расширению работы с творческими объединениями, детьми можно решать на базе другой площадки – будущего центра культурного развития в парке Победы.
«У галереи явно есть своя ниша и стиль работы. Это важно. Сейчас из обрывков фраз и комментариев становится ясно, учреждению хотят дать некую новую нагрузку и площади. Если это так, то не совсем понятно, зачем нужна передача учреждения на областной баланс… В целом перестройка учреждения под новый формат – долгий процесс. В этой связи было бы правильнее направить совместные усилия города и области на новый центр культурного развития, который должен появиться в парке Победы в конце 2024 года. Вот как раз в этом новом пространстве, с новым коллективом и можно решать задачи, которые ставит губернатор – работа с творческими объединениями, детьми, работа не только на город, но и область. А муниципальная галерея должна и дальше работать в своей культурной нише»
О необходимости сохранении уникальной площадки для детей и молодёжи сказала и экскурсовод Алиса Бубенова. Она полагает, что отсутствие целеполагания говорит о непродуманности решения чиновников.
«Галерея – наше городское культурное достояние. Единственное место, где можно познакомиться с современным искусством и площадка для молодых художников. Передача в область чревата сменой коллектива, который создавал и развивал это место. У сотрудников галереи есть свои удачные наработки и связи, а значит мы можем лишиться и этого. Гарантий сохранения коллектива и фонда никто не дает. Есть большие опасения, что современного искусства в Костроме больше не будет, а появится площадка для представителей реализма. Почему под это не задействовать уже имеющиеся музеи и площадки области? Концепции и видения, что же будет потом, после передачи, пока нет. Только общие слова и перспективы. Если нет плана действий, это уже настораживает и настраивает на сомнения. Общее впечатление, что решение непродуманное и чреватое грустными последствиями для культурной жизни города»
Экс-мэр Костромы, историк Борис Коробов считает, что передача галереи продолжает тенденцию самоустранения городских властей от управления процессами в областном центре:
«Я вообще не понимаю роль администрации Костромы во многих процессах жизнедеятельности города. Тенденция такова, что администрация старается избавиться от любой собственности, чтобы было меньше хлопот. Отсутствует перспектива и желание создавать объекты, которые позволили бы решать местные вопросы. Из недавних примеров – концессия, преступная ликвидация «Троллейбусного управления». Что касается галереи – в ней создана уникальная коллекция, постоянно проводятся разнообразные выставки, в том числе на федеральном уровне, работу с детьми потрясающую проводят. Сформирован коллектив. В муниципалитетах везде создаются свои базы, у нас – наоборот отказываются. Маразм полный. Каковы истинные причины этого? Раз что-то ликвидируется – значит это кому-то это нужно. Слышал, что местные художники хотят свое выставочное пространство. Я их, конечно, уважаю. Но считаю, что после принятия такого решения мы будем кусать локти. В любом случае, своя рубашка всегда ближе к телу. С наличием своего пространства у муниципалитета будет больше организационных возможностей»
Справка: галерея на проспекте Мира в Костроме открылась в 1996 году и развивается как музей современного искусства. Здесь проходят выставки начинающих художников, работают с детьми и подростками.
Читайте также: Костромичи просят остановить передачу Костромской муниципальной художественной галереи на баланс области