«…Я в синий троллейбус сажусь на ходу»
10 января 1974 года в Костроме открыто троллейбусное движение.
Троллейбус для костромичей стал частью мечты.
Датой построения коммунизма был назван 1980 год. Через пять лет в «Северной правде» опубликовали «репортаж из будущего»:
«Обстоятельства моей жизни сложились так, что, покинув в феврале 1965 года Кострому, я только спустя 15 лет возвращался в родной город». На первый взгляд, ничего особо не изменилось, – помолодел вокзал, его окружили газоны и цветники. Нет очереди в камеру хранения, зато выстроились очереди к такси и «мягко подкатывали троллейбусы». Фантастика, – «люди садились без суеты, спокойно, с достоинством. Я невольно вспомнил далёкие времена, когда автобусы брались штурмом, и казалось, что так будет вечно».
Мечта стала реальностью 10 января 1974 года.
Свидетели тех событий вспоминали:
«Утром у депо собрались водители, строители, гости. Позвонил тогдашний первый секретарь обкома Юрий Николаевич Баландин, как, мол, готовность, и ему ответили: все готово. А между тем, бригада электриков отправилась снимать загородки и еще не вернулась. Баландин приехал, и пришлось Козлову с ним объясняться, что нельзя еще открывать движение – как бы током кого не «стукнуло». Потоптался первый секретарь и уехал. А через 10 минут раздалась команда: можно начинать! Короткий митинг, разрезание красной ленты – и в путь!
А дальше было так – подъехали на кольцо, развернулись, подъехали к импровизированной трибуне, посадили строителей, наладчиков, ремонтников, начальство, и в первый рейс полные два троллейбуса поехали.
Горожане встретили новый вид транспорта с радостью, во-первых интересно, необычно, во-вторых ездить стало посвободнее, до этого давились в тесных автобусах, в которые в часы «пик» и не втиснешься».
Но почему именно троллейбус?
Сегодня в моде экологическая тематика, и кажется важным, что электрический транспорт не загрязняет воздух. Так-то оно так. Только в 1970-х были иные проблемы – и другие предпочтения.
Один из заместителей Виталия Широкова, в ту пору руководившего горисполкомом, открыл секрет. Дело в том, что по осени народу на улицах Костромы становилось больше, а транспорта – меньше. Большинство автобусов снимали с маршрутов, чтобы отвезти горожан «на картошку» в соседние колхозы и совхозы. А троллейбус с трассы не снимешь и в деревню не пошлёшь. Они и решили проблему.